Несколько лет обратно любителям больших быстрых кроссоверов в Рф жилось гораздо проще. И дело здесь не в налоге на роскошь. Выбор, по сущности, сводился всего к трем брендам. Клиенты с неограниченным бюджетом шли за Кайенном, другие в основном выбирали между заряженными Бмв X5/X6 и AMG-версиями Мерседеса GLE, ну а разбавлял это германское море разве что Range Rover Спорт с компрессорным V8 да брутальный Grand Cherokee SRT.

Снаружи «эска» практически не отличается от обычного Q8 в выполнении S-Line — все равно столь же красиво и агрессивно выглядит разве что Lamborghini Urus, который в два с излишним раза дороже

На данный момент от ассортимента мощных SUV голова просто пойдет кругом, в сегмент пришли марки Ягуар, Maserati, Lamborghini, Bentley и даже ввозимая сероватыми дилерами Tesla, но российские фанаты Ауди до сих пор оставались в «игноре». В 2017-м у нас мог показаться заряженный кроссовер SQ7, но так и не срослось. И вот, в конце концов, доподлинно известно, что в первой половине последующего года российские дилеры начнут продавать SQ8.

Скромность декорирует?

Представительство Ауди можно понять. В отличие от Q7 с его сдержанной наружностью и скучным силуэтом универсала, поджарый Q8 с нахальной мордой на роль суперкроссовера подходит куда лучше. Такие эффектные машины у нас обожают, но почему версия SQ8 почти не отличается от штатской в пакете S-Line?

>Reload1 / 4

Двойные вертикальные планки решетки радиатора, обычный S-декор из матового алюминия да четырехствольный выброс с круглыми насадками, крайние из которых просто глухие, — вот и вся разница.

Кроссовер SQ8 построен на той же платформе MLB Evo, что и Ауди Q7, Volkswagen Touareg, Porsche Cayenne, Bentley Bentayga и Lamborghini Urus

Забегая вперед скажу, что и обыденный Q8 в ярком цвете и на огромных колесах даже в избалованной Москве притягивает взоры не хуже какого-нибудь суперкара. Поэтому в SQ8 хотелось бы созидать философию конкурентов из отделений M и AMG, которые меняют наружность под стать технике. А с техникой здесь все в порядке.

Его величество TDI с электрокомпрессором

Напомню, что у концерна Фольксваген давняя любовь к могучим дизелям. Еще в 2002 году на 1-ое поколение Туарега ставился пятилитровый мотор V10 с насос-форсунками, отдачу которого довели до 350 сил и 850 Нм, а в 2008-м вышел знаменитый Q7 V12 TDI с шестилитровым (5,9 л, если быть четким) монстром мощностью 500 сил и моментом в 1000 Нм. Сегодняшний суперсложный четырехлитровый дизельный V8, блок цилиндров которого, кстати, изготовлен из того же чугуна, что и на V12 TDI, дебютировал три года обратно как раз на SQ7.

В базисной комплектации на SQ8 ставятся колеса поперечником 21 дюйм, а за доплату «катки» будут еще на дюйм больше, при этом шины, вопреки моде, не разноширокие. Размерность и впереди, и сзади — 285/40 R22

Два турбокомпрессора с изменяемой геометрией размещены в развале блока и нагнетают основную массу воздуха, а электронный компрессор, работающий от 48-вольтовой сети, установлен после 1-го из интеркулеров и призван помогать главным «улиткам», чтобы уменьшить «турбояму» и обострить отклики на педаль газа. Хитрецкий перекрестный выпускной коллектор сделан таким образом, что одной турбине имеет сходство только один из двух выпускных клапанов каждого из цилиндров. 1-ая турбина работает постоянно, а вторая подключается на больших оборотах в режиме больших нагрузок, когда составной распредвал переключается на работу всех шестнадцати выпускных клапанов. Ну, а электронный нагнетатель, раскручивающийся до 70 000 об/мин меньше, чем за 0,25 с, активизируется лишь периодически, чтобы ускорить рост давления воздуха на впуске. Абсолютный максимум «буста» — 3,4 бара.

>Reload1 / 5

Общий вид мотора 4.0 TDI: электрический компрессор установлен после правого радиатора интеркулера

Мотор обвит сетью всевозможных патрубков и шлангов, у него привод ГРМ со стороны маховика, плюс система конфигурации подъема клапанов не только на выпуске, но и на впуске, впрыск под давлением 2500 бар, активные опоры и, естественно, сложнейшие системы охлаждения, EGR и чистки отработавших газов. В общем, чугунный блок, может, и крепкий, но живучесть всего остального вызывает вопросы. Зато пока не завершилась гарантия, этот венец дизелестроения выдает 435 сил и 900 Нм, при этом лавина тяги доступна уже с 1250 об/мин, то есть, считай, с холостых!

Стремительно, но без эмоций

Это, во-1-х, не намного меньше, чем у Q7 V12 TDI, а во-2-х, SQ8 легче старого флагмана почти на 300 кг и потому быстрее: 4,8 с до сотки против 5,5. Мне, к огорчению, так и не удалось поездить на том самом двенадцатицилиндровом Q7, но я желаю верить, что на разгоне он был эмоциональнее. На SQ8 в выхлопную систему интегрированы два динамика-актуатора, создающие имитацию более сурового звука для окружающих, в салоне тоже синтезируется приятное бензиновое бурчание, но ускорение совсем не цепляет.

В Пирениях во время презентации стояла адская жара под 35 градусов и я было помыслил, что двигатель в таких условиях просто не выдает полную мощность, а то и совсем сломался. Однако мы стартуем с «лонча», замеряем разгон секундомером на телефоне, и SQ8 раз за разом выдает низкие 5 секунд. Значит, все исправно, но это, как досадно бы это не звучало, самые обыденные пять секунд до сотки на моей памяти!

И где же толк от электрокомпрессора?

Представим, такой усыпляющий эффект достигается деликатной работой восьмиступенчатого «автомата» ZF8HP95 и умопомрачительной тишиной в салоне, в конце концов SQ8 — это, в первую очередь, кроссовер, а не спортивный автомобиль. Но почему, черт возьми, при наличии электрокомпрессора, который дает абсолютный карт-бланш по управлению тягой, отклики на газ такие вялые и задемпфированные?

Да, режим Dynamic меняет дело в наилучшую сторону, но задержки все равно приметны. Я прожимаю педаль на выходе из шпильки — и ничего, желаю пойти на обгон и вынужден ожидать, пока мотор разродится. Лишь с 3500 об/мин он впечатывает в кресло, как нужно, и скорость растет, будто в компьютерной игре от закиси азота, но по-моему 900 Нм, доступные с холостых, не должны ехать так примитивно. При этом SQ8, как и легковые модели A6, A7 и A8, — это микрогибрид с 48-вольтовым стартер-генератором, который не только рекуперирует энергию на торможении, но может дать дополнительные 8 сил и 60 Нм при разгоне. Так почему же от всей этой электрики нет особенного толка, и почему SQ7, судя по репортажам коллег, здорово ехал конкретно с «низов»?

Долой экологию?

Видимо, все дело в том, что этот мотор для кроссовера SQ7 настраивали в те светлые времена, когда еще не вспыхнул фольксвагеновский дизельный скандал, а Европа сертифицировала авто по старому ездовому циклу NEDC. Сейчас же европейцы перешли на более близкий к реальности цикл WLTP (Worldwide Harmonised Light Vehicle Test Procedure) и планируют проводить еще более жесткие дорожные испытания RDE (Real Driving Emissions) с внедрением портативных газоанализаторов.

Все это, очевидно, заставило инженеров пересмотреть подход к настройке силового агрегата. Вот только вопрос! Почему соперники смогли приспособиться к новым ужесточившимся эконоромам, а для Ауди это стало проблемой? Она, между иным, не обошла стороной и гражданский Q8 55 TFSI, о котором отдельный рассказ ниже. А вот у прямого соперника «эски», кроссовера X5 M50d с четырехтурбинным 400-сильным дизелем, без всяких электрокомпрессоров и 48-вольтовых сетей управление тягой близко к эталону.

Маневренность от бога

Просто не верится, что можно поворачивать так стремительно, сидя так высоко! Вот чем по-настоящему поражает SQ8, особенно, если доплатить и дополнить стандартное шасси с пневмоподвеской активными стабилизаторами, подруливающей задней осью и активным задним дифференциалом. Вся эта мехатроника уже знакома нам по другим моделям Ауди и соплатформенным кроссоверам, в числе которых Touareg, Cayenne, Bentayga и, в конце концов, Urus, и SQ8, как минимум, настроен не ужаснее.

>Reload1 / 3

Так смотрится компоновка 48-вольтовой сети, в которую входят активные электромеханические стабилизаторы, электронный компрессор и стартер-генератор. Батарея расположена в правой части багажника

На фоне штатской версии реакции стали более цельными, руль налился тяжестью и при этом не растерял собственной прозрачности, крены уменьшились. В итоге «эска» едет приметно собраннее и развивает боковые ускорения, от которых плавится мозг. Может быть, уходящий на покой X5 M чувствуется злее, а с муфтой, как у Кайенна, заместо постоянного полного привода с Торсеном могло бы быть веселее, но здесь ловишь кайф иного рода: от прецизионной точности и траекторной езды. Так сумеет далеко не всякий спортивный седан, и это круто!

Естественно, по подвеске SQ8 вышел плотнее, чем кроссовер в штатском исполнении, но эта плотность не обделена благородством. К тому же никто не отнимет у вас красивый интерьер с классными сиденьями и обилием премиальных опций, суперкомфортный второй ряд, достойный багажник и избыточную проходимость.

Вердикт

Увлекательно, что если как следует оприходовать конфигуратор, то таким же красивым будет и обычный Q8, в чем вы сможете убедиться, посмотрев на фотографии с нашего столичного теста. Пусть разгоняется он помедленнее, для него недосягаемы активные стабилизаторы и спортивный задний дифференциал, зато можно заказать полноуправляемое шасси и пневмоподвеску с настройкой, как у SQ8. Маневренность в этом случае едва ли будет ужаснее.

Очевидно, что для игры в высшей SUV-лиге Ауди не хватает большого кроссовера серии RS, потому SQ8 нужно воспринимать не как хардкорную версию, конкурирующую с реальными «эмками» и топовыми AMG-моделями, а как обыденный Q8 с самым мощным мотором. Нужен только броский цвет — и, пожалуй, можно повременить с заказом нового X6.

Приз: Q8 55 TFSI quattro на наших дорогах

Мускулистое тело с массивными плечами колесных арок, агрессивное лицо, большие 22-дюймовые «катки», выразительная светотехника — по концентрации эпатажа Q8 в маркетинговом цвете Dragon Orange уступает разве что Урусу. Головы сворачивают все: пешеходы, таксисты, обладатели прямых конкурентов, дамы на Рейндж Роверах и даже дяди на «Крузаках». В особенности приятно, что в Audi решились на безрамочные двери.

Не считая скрипящего под нагрузкой центрального локотника и неаккуратного стыка двух хромированных планок на центральной консоли, к интерьеру тестового Q8 с пробегом 15 тыщ километров по части исполнения вопросов нет. Дорого-богато. Обзорность хороша, кресла безупречны, кожа приятна по фактуре, вся фурнитура выполнена отменно, картинка у всех дисплеев шикарная. Смутили только несколько прозаических моментов.

Во-1-х, даже самый шустрый и отзывчивый тач-скрин оказывается неловким при использовании на ходу и, естественно, заляпывается отпечатками пальцев, во-вторых, сенсорная кнопка «аварийки» и престижный тач-пад управления светом — это вообще никому не необходимое баловство. И в-третьих, почему место на широком центральном тоннеле используется так неэффективно и телефон приходится держать в мелком подстаканнике?

>Reload1 / 4

Турбованный V6 мощностью 340 сил звонко поет и быстро везет, если нажать газ в пол, но в обыкновенной жизни «автомату» он не товарищ. Эта парочка припоминает какой-то старый Volkswagen с мелким турбомотором и «сухой» коробкой DSG. В надежде плавненько ускориться вместе с потоком ты поначалу тщетно давишь на педаль, как вдруг машина рвется вперед скорее, чем нужно. А хочешь разогнаться как следует — терпишь задумчивую реакцию на кик-даун. Можно незначительно сгладить эти шероховатости спортивным режимом коробки, но кому понравится такая возня в кроссовере за 8 миллионов рублей? Конкретно столько выйдет, если «собрать» упакованный тестовый экземпляр в официальном конфигураторе.

Неуж-то Q8 с трехлитровым турбодизелем V6 мощностью 249 сил, который не так давно начал продаваться в России, столь же задумчив? Грустно, потому что в остальном «восьмерка» оставляет очень приятное воспоминание. Пусть даже с обычной пневмоподвеской без спортивной опции ход получается плотнее и подробнее, чем у эталонного по комфорту Q7, да и большие колеса пугают вибрациями на продавленных лючках, зато там, где их нет, Q8 гонит породисто и мясисто, сохраняя мавзолейную тишину в салоне на всех скоростях.

И, естественно, управляемость! Оказывается, обычные стабилизаторы тоже сводят наклоны почти на нет, ну, а чтоб с таким «держаком» довести Q8 до скольжений, необходимо быть очень-очень смелым. Всесильное шасси… Вопрос только в том, необходимо ли доплачивать за полноуправляемость. Да, на тесноватой парковке она улучшает маневренность, но на высочайшей скорости дезориентирует.

>Reload1 / 10

Видимо, из-за неизменных микроподруливаний задних колес ты плохо ощущаешь машину при минимальных отклонениях руля, в особенности в колее. Пару раз меня даже начало укачивать.

В общем, инженерам Ауди нужно что-то делать с настройкой силовых агрегатов — и Q8 обретет гармонию. Пока же основным для меня в этом кроссовере остается не столько классная «рулежка», сколько броский дизайн. Он определенно стоит доплаты в полмиллиона рублей относительно скучноватого Q7.

News Reporter

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *