Как работают подушки безопасности

Как работают подушки безопасности

Мы привыкли считать надувные подушки мерилом безопасности и технологичности автомобиля, выраженным определенными цифрами. Две подушки — маловато, четыре, 6 — уже неплохо. Хотя сами не всегда осознаем, как, собственно, устроена подушка и от чего она может защитить.

Одна подушка, две, 6, девять, фронтальные, боковые, коленные, подушки-шторки… В современном автомобиле они уже норма. Они просто есть, а как работают — лучше не узнавать на личном опыте. На то есть опыт чужой.

Я сам, имея за плечами 22 года водительского стажа, ни разу не переживал этого всезаполняющего момента, зато не раз слышал рассказы водителей и пассажиров, «переживших» противное событие. Раз за разом смотрел на экране ролики краш-тестов, где отлично видно срабатывание подушек, рассматривал покореженные авто, снятые с эвакуаторов со сдувшимися подушками и разорванными панелями, но посильнее всего меня впечатлил визит в испытательный центр Рено в Ларди на самый настоящий краш-тест. В тиши ожидания откуда-то нарастает звук. Автомобиль-жертва беспомощно застыл на уготованном месте. В открытый просвет ангара стрелой влетает тележка. Звучит внезапно громкий, просто оглушительный звук удара металла о металл, который вобрал в себя децибелы взрывов 4 подушек безопасности. Общий «бабах» под куполом ангара был так сильным, что буквально ошеломил нас, группу приглашенных зрителей, сидячих на специальной трибунке за защитным стеклом. Я смотрел как завороженный на отлетевший после бокового удара автомобиль: салон изувеченной машины был полон белого дыма.

Да, подумалось мне, несладко ощущали бы себя даже бывалые водители, не говоря уже о женщинах и детях. Ошарашенные от удара и звука, схваченные в «плен» затянувшимися ремнями, 1-ое, что они с ужасом видят, так это то, что салон их авто заполнен едким дымом. Горим!!! Паника, ничего не видно, оглушенный мозг ничего не соображает…

Как работают подушки безопасности

Шокированные, притянутые ремнями пассажиры лицезреют едкий дым от пиропатронов

А вот без паники! Сейчас вы в курсе: так и должно быть. Это сработали пиропатроны преднатяжителей ремней и подушек — отсюда и дым. Так что расслабленно отстегиваемся и выбираемся: уже легче, подушка практически сдулась, дым развеялся через разбитые окна.

1-ые надувные подушки появились на серийных машинах четыре 10-ка лет назад, но тогда ими оснащались единичные модели марок-первопроходцев: поначалу у американских General Motors и Форд, а в 1980-м водительский эйрбэг установили на Мерседес-бенз W126. Конструкция еще не устоялась, заморочек, связанных с внедрением, было много. К середине 1990-х парк автомобилей, оборудованных эйрбэгами, все еще оставался меньшинством даже у фаворитов мировой автоиндустрии. Но прошло десять лет, и сейчас подушками безопасности оснащены и Bentley, и Lada.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Розумні окуляри змінять автопром

Итак, возьмем автомобиль марки N. Две передние плюс две передние боковые подушки безопасности. Шофер едет один, скорость около 80 км/ч. Води­телю подушка нужнее всего. Он на фронтальном крае, перед ним рулевая колонка и управляющее колесо. Занос — автомобиль вылетает на встречную полосу, по кото­рой летит навстречу другое авто. Шофер упирается двумя руками в обод управляющего колеса и тормозит. Встречное авто тоже экстренно понижает скорость, но столкновение неизбежно. Фары встречного автомобиля заливают салон белоснежным светом, водитель моргает (на это ушло целых 300 миллисекунд)… удар! Пошел отсчет миллисекунд от начала удара до раскрытия купола подушки. Датчики переднего удара спрятаны в передней части автомобиля. Они распознают начало столкновения по нескольким аспектам. Скорость автомобиля, направление удара и, главное, скорость смещения фактически датчика. Она намного превосходит смещение при разгонах и торможениях. Тело водителя еще не начало сдвигаться, а уже ушел электрический сигнал на активацию преднатяжителя ремня безопасности водителя. Другой сигнал поступил в блок управления, был обработан и «улетел» на модуль подушки безопасности.

Модуль — это газогенератор и свернутая оболочка подушки. Модуль передней подушки размещается в центральной части управляющего колеса. Газогенератор состоит из пиропатрона и твердого газообразующего горючего (азид натрия и вещества, нейтрализующие ядовитые образования). Взрывается пиропатрон (шумность которого инженеры стараются уменьшить, чтоб спасти уши пассажиров), топливо выделяет газ, который заполняет оболочку — последняя, надуваясь со скоростью 200–300 км/ч, прорывает через особые швы обшивку рулевого колеса и образует шарообразный купол перед верхней частью тела водителя. На все про все потрачено 30 миллисекунд — в 10 раз быстрее, чем моргнул водитель. Голова водителя и тело чуть начали смещение по направлению к подушке. Так что наш шофер, который благоразумно находился не менее чем в 25 см от управляющего колеса и держал руки по краям оного, аккуратно приземлился лицом в подушку. Автомобили застыли. Подушка, выполнившая свое дело, начала сдуваться. Все живые.

Как работают подушки безопасности

И подушки, и другие системы безопасности настроены так, чтоб спасать пристегнутых и правильно сидящих. для других — как повезет

Разберем еще кое-какие нюансы. Сигнал об активации преднатяжителя ремня поступил впору. Пиропатрон сработал, ремень подтянулся, чтобы тело водителя не сумело разогнаться или слететь под ремень, пока сработал бы обыденный инерционный тормоз катушки ремня. Датчик присутствия фронтального пассажира позволил блоку управления не использовать фронтальную подушку безопасности отсутствующего переднего пассажира. Датчики боковых подушек, интегрированных в спинки передних сидений, не систематизировали этот удар как боковой и также остались неактивированными. Задних боковых и подушек-шторок в воображаемой машине N нет, коленной подушки тоже. Пиропатрона на отключение аккумуляторной батареи тут тоже нет. Итог: восстановительные работы, в том числе подмена модуля подушки (в сборе с управляющим колесом) и модуля преднатяжителя ремня — это очень серьезные суммы, но ведь только что эйрбэг выручил чью-то жизнь?

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Розумні окуляри змінять автопром

Кстати, подушки имеют возможность быть самыми разными. Адаптивными (в зависимости от силы удара подушка может раскрываться с разной степенью), двухступенчатыми либо одноступенчатыми, с обычным газогенератором или с гибридным, распознаватся может объем подушек, материал, так что цена их может варьироваться весьма существенно.

Подушки наращивают стоимость автомобиля и могут причинить травму, если не соблюдены условия для корректной работы, но непременно доказали свою пользу. Статистика и исследования подтверждают: в большинстве случаев надувные подушки, действуя комплексно с ремнями безопасности, существенно уменьшают степень травм при серьезных ДТП.

News Reporter

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *