Как работают климатические системы автомобиля

Как работают климатические системы автомобиля

Содержание статьи

  • 1 Кондюк
  • 2 Климат-контроль
  • 3 Полуавтоматы

Обеспечить современному автовладельцу комфортный температурный режим в салоне позволяют кондюки и климатические системы. Попробуем разобраться, как они работают и в чем отличие 1-го от другого.

С момента возникновения закрытых экипажей возник вопрос обогрева, вентиляции и остывания салона. Первоначально на закрытых машинах пробовали применять переносные печки и газовые лампы, позже начали использовать тепло от двигателя. К примеру, в 1920 году на некоторых моделях Форд стали устанавливать теплообменник из стальных труб, через который проходили выхлопные газы. Потом появилась конструкция с дополнительным радиатором под переднюю панель и вентилятор для его обдува. Конкретно эта схема отопления нашла массовое применение на автомобилях поначалу концерна General Motors, а затем на автомобилях других производителей.

Но если с отоплением все вроде бы понятно, то где взять прохладный воздух знойным летним днем? Ответ на этот вопрос отыскал и запатентовал француз Жан Шабаннес еще в 1815 году. Его конструкция состояла из компрессора, нагнетающего хладагент, радиатора, где сжатый хладагент отдавал тепло в атмосферу, а также испарителя, расширяясь в котором хладагент отдавал прохладу. Америкосы, известные своим сибаритством, первыми начали устанавливать кондюки сначала в помещениях, а затем на автомобилях. Первой серийной моделью, на которую кондюк устанавливали на конвейере, был люксовый Packard Super 8 эталона 1939 года. Массивная конструкция размещалась в багажнике, отнимая много полезного пространства. Спустя несколько десятилетий инженерам и конструкторам получилось уменьшить размеры испарителя кондиционера, чтобы расположить его под передней панелью вместе с вентилятором, радиатором отопителя и системой воздуховодов.

В 1954 году всеполноценную климатическую установку с ручным управлением получил Nash Ambassador. Спустя еще десятилетие на автомобилях Cadillac появилась система климат-контроля, где автоматика по сигналам от датчика забортной температуры и терморезистора в салоне автомобиля управляла муфтой компрессора кондюка и распределительной заслонкой у радиатора отопителя. Мягенький европейский климат, видимо, был причиной того, что местные автоконцерны начали устанавливать климатические системы в 70-е годы. Одним из первых ею обзавелся Мерседес-бенз S-класса (W116). Она имела функцию автоматического управления скоростью вентилятора и позволяла делить потоки воздуха для водителя и фронтального пассажира. Следующее поколение S-класса (W126) получило уже настоящий климат-контроль с раздельным терморегулированием для водителя и фронтального пассажира. В начале 90-х раздельный климат-контроль смогли позволить для себя и задние пассажиры. В настоящее время в автомобилестроении употребляются обычные кондиционеры, автоматические системы климат-контроля и полуавтоматы.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Как работает система автоматической парковки

Кондюк

Это устройство обеспечивает лучшую температуру в салоне автомобиля в жаркое время. В большинстве случаев авто кондиционеры имеют единый принцип действия и только незначительно различаются по конструкции. Кондиционер является частью климатической системы легкового автомобиля и предназначен для остывания воздуха, поступающего в салон. Он представляет собой замкнутую герметичную систему, в которой принудительно циркулирует хладагент — легкокипящее вещество, переносящее тепло при циркуляции снутри контура кондиционера.

Как работают климатические системы автомобиля

При маленьких городских поездках разница температуры в салоне и снаружи не должна составлять больше 5оС — по другому не избежать простуды

Наибольшее распространение на легковых автомобилях получили парокомпрессионные кондюки с терморегулирующим вентилем. Их работа происходит в последующем порядке: парообразный хладагент, поступивший из испарителя, всасывается и сжимается компрессором, при этом хладагент греется. Затем сжатый горячий парообраз­­­ный хладагент поступает в конденсатор, где принудительно охлаждается атмосферным воздухом и преобразуется в жидкость. В ресивере–осушителе хладагент очищается и дополнительно охлаждается с помощью терморегулирующего вентиля. Готовый к работе водянистый хладагент поступает в испаритель, где при резком уменьшении давления расширяется, превращаясь в пар, охлаждая при этом поверхность испарителя и воздух, поступающий в салон автомобиля.

Климат-контроль

Это более непростая система, которая позволяет автоматически поддерживать заданную температуру воздуха в салоне автомобиля. Основное отличие климат-контроля от обыденного кондиционера в том, что водителю довольно лишь задать желаемую температуру и режим работы, после чего двигать рычаги заслонок заместо него будет автоматика. На основании приобретенных от датчиков показаний микропроцессор системы сам устанавливает нужные режимы работы. Датчиков в системе несколько: температуры внешнего воздуха, температуры в салоне, температуры воздуха на выходе блока отопителя-кондиционера, а также датчик интенсивности солнечного излучения. Климат-контроль бывает одно-, 2- 3- либо 4-зонным.

Двухзонный позволяет задать разную температуру воздуха для водителя и фронтального пассажира. Трехзонный дополнительно к этому позволяет задать температуру воздуха для пассажиров заднего сидения, а четырехзонный — раздельно температуру воздуха для каждого пассажира заднего сидения.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Bosch не верует в смерть дизельных двигателейКак работают климатические системы автомобиля

После зимы неработающий кондюк — частая неожиданность. Все потому, что и в прохладное время года его надо периодически «погонять» минут 10–15

Полуавтоматы

У каждой компании есть свои системы кондиционирования воздуха, отличающиеся многофункциональными возможностями. Системы климат-контроля, в которых часть функций электроника не делает, часто называют полуавтоматическими. Например, в системе Climatic на Фольксваген Golf температуру нужно регулировать вручную, а вот температуру потока выдуваемого воздуха он держит под контролем самостоятельно. Более «продвинутый» Climatronic имеет 2-зонный климат-контроль и 7 скоростей вентилятора, а Climatic — только 4 скорости. Не считая того, Climatronic имеет электронное управление направлениями подачи воздуха. Климат-контроль также может без помощи других выбирать оптимальную схему обдува, чтобы скорее охладить или согреть салон.

News Reporter

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *